Как проверить лямбда зонд и заменить его?

как проверить лямбда зонд

Любому истинному автолюбителю известно, что одним из ключевых факторов для работы каждого двигателя является топливовоздушная смесь, которая в строго определенных пропорциях смешивается внутри карбюратора или инжектора автомобиля и подается далее в камеру сгорания двигателя.

Еще совсем недавно (для автомобильной индустрии) соотношение «бензин — воздух» подстраивалось вручную. Что касается современности, то теперь для анализа состава этой же смеси используется специальное устройство под названием «лямбда-зонд». О принципах его работы, а так же о том, как проверить его работоспособность, а в случае неисправности и заменить, и пойдет речь в данной статье.

Что такое лямбда-зонд?

Для начала следует определиться с тем, что же такое лямбда – зонд? Если говорить простым языком — это датчик кислорода, который устанавливается внутри выпускного коллектора. Он нужен для того, чтобы бортовой компьютер, которым сейчас оснащены многие автомобили, смог отследить, какого рода смесь на данный момент поступает в двигатель — слишком богатая кислородом, или слишком бедная. После происходит настройка уровня кислорода в ту или иную сторону.

По теории проектирования двигателей внутреннего сгорания 15 килограмм кислорода необходимо для сгорания одного килограмма топлива. В связи с этим без исправно работающего лямбда — зонда невозможно говорить о стабильной работе двигателя внутреннего сгорания с нормальным, не превышающим разумные пределы, расходом топлива.

что такое лямбда зонд

Из чего состоит?

Корпус лямбда — зонда выполнен из тугоплавкого сплава: газы, попадающие в выпускной коллектор, очень горячие, и датчик должен исправно функционировать в условиях экстремально высоких температур. Внутри корпуса датчика расположен чувствительный элемент, который отделен керамическим изолятором от короткого замыкания с металлом. К элементу подведены провода, выходящие через герметичный уплотнитель на разъемы датчика.

Количество разъемов варьируется от одного до четырех. Работает лямбда зонд по принципу конденсатора: между внутренней и внешней обкладкой чувствительного элемента находится циркониевый электролит. Когда на внешнюю обкладку чувствительного элемента из камеры сгорания попадает кислород, между обкладками появляется разность потенциалов, которая регистрируется бортовым компьютером, и по этим показаниям система следит за уровнем кислорода в смеси.

конструкция лямбда зонда

Данный датчик отличается повышенной чувствительностью, поэтому зачастую он может выходить из строя по следующим причинам:

  1. Попадания на чувствительный элемент масла или тосола из системы охлаждения. Из-за своего химически агрессивного состава жидкости негативно влияют на его работу.
  2. Перегрев корпуса двигателя вследствие использования некачественного топлива.
  3. Попадания внутрь датчика окислов свинца, которые также находятся в топливе низкого качества.

При некорректной работе лямбда — зонда сразу же становятся заметны неполадки в работе двигателя. Это проявляется следующими признаками:

  • автомобиль начинает дергаться в движении (особенно это неприятно в случае обгона по трассе);
  • некорректно начинает работать катализатор, не до конца сжигая топливо, не сгоревшее внутри цилиндров;
  • двигатель перестает «держать» обороты.

Для предотвращения подобных ситуаций не стоит затягивать с проверкой датчика, и провести его замену раз в 10-15 тысяч километров.

Проверка лямбда — зонда?

Перед тем, как проверить лямбда-зонд, следует заглянуть под капот автомобиля. В районе выпускного коллектора находится цилиндрический датчик с подключенными к нему проводами — это и есть лямбда — зонд. Начинать проверку стоит с оценки проводов и контактов датчика. На них не должно быть следов окисления (обычно они выглядят как белые или синие наросты). Также не должно быть видно следов плохого электрического контакта (черные, обугленные следы).

где находится лямбда зонд

После чего следует обратить внимание на корпус датчика — на нем не должно быть следов сажи (признак частого перегрева двигателя). Так же не должно быть блестящих отложений, указывающих на то, что использовался плохое топливо, и концентрация свинца была слишком высокой. Отложения же белого цвета сигнализируют о том, что используется низкокачественное топливо, имеющее большое количество присадок в своем составе. В этом случае необходима замена лямбда-зонда.

как проверить лямбда зонд

Если визуально все в порядке, то работоспособность данного устройства можно проверить мультиметром. В первую очередь, отключаем разъемы датчика, и к сигнальному проводу (обычно белого цвета) подключаем один из щупов тестера. Вторым щупом дотрагиваемся к корпусу автомобиля в месте, где металл не покрыт краской. После заводим автомобиль, раскручиваем ДВС до оборотов на уровне 2500-3000 оборотов в минуту, и отпускаем педаль газа. Вынимаем вакуумную трубку из системы топливоподачи. Исправный датчик покажет напряжение на сигнальном проводе в районе 0.9-1.0 вольта. Если на циферблате тестера 0.8 и ниже, то это показатель того, что датчик неисправен и его пора заменить.

Если в богатой смеси все в порядке, то следует закрыть вакуумную трубку пальцем, снова раскрутить двигатель до оборотов в районе 2500 тысяч и сбросить их обратно до холостых. Исправный лямбда-зонд покажет напряжение в районе 0.2 вольта. Если видны другие показания — его пора заменить.

Заменить лямбда-зонд своими руками очень просто. Работа проводится на выключенном и остывшим двигателе. Зажигание автомобиля также следует выключить. Затем отключаются провода с лямбда-зонда, и гаечным ключом подходящего размера следует выкрутить старый лямбда-зонд из выпускного коллектора. После этого на его место вкручивается новый датчик с максимально осторожным усилием, чтобы не сорвать резьбу на коллекторе. Следует обратить внимание на то, что покупать новый лямбда-зонд взамен старого следует с такой же маркировкой, которая нанесена на корпус старого. В противном случае топливная система перестанет исправно работать.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Полезные советы автомобилистам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: