Автомат коробка передач как пользоваться правильно

езда на автомате

Автоматическая коробка позволяет сделать эксплуатацию автомобиля более комфортной. Работа подобной трансмиссии отличается тем, что система, основываясь на показаниях датчиков, автоматически определяет передаточное число, учитывая условия эксплуатации. Так, достигается максимальная эффективность.

На большинстве современных авто устанавливается автомат коробка передач, но как пользоваться ею правильно знают не все автовладельцы.

Основные режимы управления

Правильная эксплуатация автоматической КП позволит избежать поломок, нарушений, сопровождающихся дорогостоящим ремонтом. Чтобы понять, как работает АКПП, нужно учитывать, что прямое соединение между колесами и мотором отсутствует. А запуск силовой установки возможен только при определенном положении селектора при выжатой педали тормоза.

Дальнейшее переключение в режим движения также происходит после нажатия на тормоз и полной остановки.

Режимы коробки автомат

Прежде чем начать управление, стоит изучить основные режимы и их предназначение:

  1. P – это положение парковки, которое также используется для запуска мотора (особенность заключается в том, что действует автоматический режим блокировки, делающий машину неподвижной);
  2. N – нейтральный режим, когда нет связи между мотором и трансмиссией, подходит для прогрева машины, недлительной буксировки, технических нужд (старт в этом режиме не рекомендован);
  3. R – активация заднего хода, но чтобы переключить селектор требуется полная остановка транспорта, выжатый тормоз;
  4. D – определяет положение движения, включается также после выжатого тормоза, во избежание поломок предусмотрена защита от случайного переключения;
  5. Специальные режимы – L, 2, 3 разработаны для ситуаций, когда автомобиль передвигается в сложных условиях, по извилистой дороге, со спусками и подъемами, с определенной скоростью (в зависимости от выбранного режима доступно определенное количество передач).

Работа автоматической трансмиссии построена максимально эффективно, поэтому предусматривается еще несколько режимов, облегчающих управление.

Дополнительные алгоритмы движения:

  • Tiptronic (также может называться Steptronic) – это функция ручного управления, весьма полезна в сложных ситуациях, если на авто предусмотрена такая автоматическая коробка передач, как пользоваться ею понять несложно, ведь на панели селектора будет специальный вырез, значки «+» и «-»;
  • Е – экономичный режим, уменьшающий нагрузки на все системы, сокращающий расход топлива;
  • Kickdown – в этом случае мотор раскручивается сильнее, чем в привычном режиме, что требуется для резких ускорений, обгонов (подходит только для определенных ситуаций, так как сильно возрастает расход горючего);
  • Зимний щадящий режим – обозначения здесь отличаются, используются значки «*», надписи «Winter» или «Snow», передача предназначена для безопасного управления по заснеженному, загрязненному, обледенелому покрытию без пробуксовок (в этом случае на коробку оказываются существенные нагрузки, поэтому не стоит включать передачу часто).

Важно:

Задумываясь, как правильно пользоваться коробкой автомат на машине, нужно следить за режимами переключения, использовать их только по назначению, иначе легко вывести автомат из строя. Положение Р и D активируется только после полной остановки транспорта. Включив положение N на ходу, легко спровоцировать занос. В летний период зимняя передача запрещена, так как возникает вероятность перегрева.

В зависимости от исполнения, коробка передач может включать спортивный (S), нормальный режим движения. Отдельно выделяется и техническая кнопка «Shift», предназначенная для снятия блокировки селектора, когда машина обесточена.

Тонкости эксплуатации коробки автомат

Чтобы водитель смог начать движение, ему нужно перевести селектор в соответствующее положение, отключить ручной тормоз. Если постепенно ослаблять давление на тормоз, автомобиль начнет плавное движение. Когда требуется более быстрый старт, нажимают на газ, так, передачи начнут повышаться.

В то же время замедление обеспечивается уменьшением воздействия, а остановка снятием ноги с акселератора и понижением передач. Для резкой остановки, забрав ногу с газа, воздействуют на тормоз. А чтобы вновь начать активное движение, просто нажимают на газ.

Устройство коробки автомат

Внимание:

На протяжении всего времени селектор остается в неизменном положении D. Переключение стоит проводить только при долгих остановках, когда машина находится в пробке или водитель собирается выйти.

Прежде чем начать движение нужно помнить правило – машину обязательно прогревают на протяжении нескольких минут. Когда на улице холодно, двигатель должен поработать не менее 10 минут, желательно при этом несколько раз переключать режимы КП. Так, масло быстрее нагреется до рабочей температуры, степень износа значительно уменьшится.

Важные рекомендации:

  1. Задумываясь, как пользоваться автоматом на машине, стоит избегать резкого старта и торможения. Движение с визгом здесь недопустимо – это грозит серьезными поломками. Даже если дефект не проявится сразу, между фрикционными дисками увеличится зазор, а это означает появление нежелательных рывков.
  2. Как бы не сложились обстоятельства нужно знать, что с АКПП буксировка прицепов, других транспортных средств не допускается. Попытки вытащить другую машину из грязи также недопустимы.
  3. Буксировка самого авто нежелательна, но допускается на минимальной скорости для доставки в сервис, который отдален не более чем на 40–50 км. Для некоторых моделей действуют более жесткие ограничения – 5–10 км со скоростью 15 км/час. Поэтому предварительно должна быть изучена инструкция, если ее нет, лучше воспользоваться эвакуатором.
  4. Запуск с толкача невозможен, сама конструкция АКПП этого не допускает. Экстремальный старт и подобные манипуляции становятся причиной дорого восстановления.
  5. Периодический контроль уровня и состояния масла – обязательная процедура, позволяющая продлить эксплуатационный период. Несвоевременное обслуживание или применение некачественных составов наносит существенный вред конструкции.
  6. Вождение по плохому покрытию, бездорожью приводит к сильному износу. Периодические поездки по разбитым, грунтовым дорогам не приведут к быстрым поломкам, однако движение по пересеченной местности не рекомендовано.
  7. Ручной тормоз – система, которую можно рассматривать, как дополнительное средство безопасности. Не все автовладельцы используют его, но иногда ручник незаменим – когда машину останавливают, но не глушат мотор. Это отличная страховка при устранении неисправностей, замене колес или когда авто останавливается под уклоном.

Эксплуатация АКПП не доставляет проблем, главное, правильно управлять автомобилем, соблюдать рекомендации производителя. Важно следовать регламенту техобслуживания, где предполагается обращение в сервис после истечения определенного периода, даже если авто мало используется.

Как избежать непредвиденных поломок?

Если возникла необходимость изучить, как пользоваться коробкой автомат, инструкция может дать много полезных ответов. Здесь описываются не только основные правила, но и нежелательные ситуации.

Коробка автомат зимой

На что обратить внимание:

  • На автомобиле, застрявшем в болоте, нельзя буксовать, чрезмерно давить на газ в попытках выбраться – коробка начнет сильно греться, а перегрев опасен для элементов автомата (лучший совет – вызвать помощь, дождаться эвакуатора или слегка подтолкнуть машину снаружи);
  • Выбирая пониженные передачи, важно следить за скоростью, не превышая установленные нормы (случайное включение подобных передач при больших скоростях сопровождается резким замедлением – происходит рывок, занос, возможно развитие дорожного происшествия);
  • N – технический режим, который лучше не использовать при остановке в пробках, но есть и другое мнение – в этом положении селектора фрикционы разъединены, значит, исключается их перегрев, хотя частое использование нейтрали приводит к износу синхронизаторов;

Важно:

Для обслуживания, замены масла выбирают только составы с определенным комплексом присадок, рекомендуемые производителем. Эксперименты могут легко привести к поломкам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Полезные советы автомобилистам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: