Как проверить мультиметром транзистор?

Как проверить мультиметром транзистор

Транзисторы — важнейшие элементы в большинстве электронных систем и конструкции различных радиоприборов. Однако ничто не вечно, и транзисторы, по той или иной причине, со временем выходят из строя. Стоит разобраться с тем, как проверить мультметром транзистор.

Подготовка

Перед тем, как прозвонить транзистор мультиметром, необходимо определиться с тем, какой именно тип транзистора нужно проверить и какие у него характеристики. Наиболее простой способ – посмотреть маркировку транзистора, благодаря которой можно получить распиновку и требуемую информацию в сети.

Зачастую кодировка указана на английском языке, но этого достаточно, чтобы разобраться в том, какой используется транзистор и какие у него основные характеристики и особенности. После того, как будет определен тип и цоколевка устройства, необходимо выпаять деталь. Только затем можно приступать к основной процедуре – проверке мультиметром.

Проверка биполярного транзистора

Данный транзистор имеет два p-n перехода, в итоге его структура имеет вид NPN либо PNP. Проверка транзистора мультиметром проводится в режиме «сопротивление» или «проверка диода» как показано на схеме ниже:

Проверка биполярного транзистора

1. Присоединить к мультиметру щупы. Включить тестер в режиме прозвонки или режим проверки диодов.
3. Подсоединить черный щуп к соответствующему выводу транзистора. То же самое проделать с красным щупом, согласно схеме.
4. Посмотреть на показания мультиметра, величина падения напряжения на p-n переходе будет отображаться на дисплее прибора.

Следует отметить, что нужно проверить каждый p-n переход. Точно такая же проверка выполняется для транзисторов обратной проводимости. Единственное отличие – смена положения щупов.

Проверка полевого транзистора

Для примера используем n-канальный mosfet транзистор. Тестер, как и в предыдущей схеме, используем в режиме прозвонки или проверки диодов. Следующие действия, как проверить полевой транзистор мультиметром, выглядят так:

Как проверить мультиметром транзистор?

  1. Черный щуп подсоединяем на сток (D), а красный подключаем на исток (S) – на дисплее значение p-n перехода встроенного встречного диода.
  2. Красным щупом касаемся затвора (G) – так мы частично открываем транзистор.
  3. Красным щупом касаемся истока (S). Значение перехода стало меньшеполевик частично открылся. Иногда он может открыться полностью, в таком случае мультиметр запищит, показывая отсутствие сопротивления.
  4. Черным щупом касаемся затвора (G) — закрываем транзистор.
  5. Возвращаем черный щуп обратно — полевик закрывается.

Для проверки p-канального транзистора процедура отличается лишь цветом используемых щупов.

Проверка составного транзистора

Еще одно название этого элемента – транзистор Дарлингтона. Особенность его заключается в том, в одном корпусе имеется два транзистора, соединенные по схеме:

Проверка составного транзистора

Проверка таких транзисторов не отличается от схемы проверки биполярного транзистора, за исключением того, что падение напряжения переходах база-эмиттер составляет 1,2…1,4В, а в обычного около 0,6-0,7В. Некоторые цифровые мультиметры имеют на щупах напряжение меньшее 1,2В, чего не хватает для открывания р-n перехода, это нужно учесть при выборе мультиметра для теста составного транзистора.

Проверка однопереходного транзистора

Проверка на пробой однопереходного транзистора возможна с использованием мультиметра. Необходимо подключиться щупами к выводам Б1 и Б2 , если сопротивление, измеренное мультиметром, имеет небольшое значение, значит, в цепи есть пробой. Для точной диагностики исправности элемента необходимо использовать простые схемы, например генератор звука или др.

Проверка однопереходного транзистора

Что делать, если нельзя выпаивать схему?

Этим вопросом задаются многие, так как не всегда удобно выпаивать транзистор из платы. К сожалению, подобный вариант практически всегда невозможен. Объясняется это тем, что другие элементы обвязки транзистора, влияют на показания мультиметра, из-за чего в показаниях возникает абсолютно неверный результат.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Полезные советы автомобилистам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: